Главная / Блог / Кибербезопасность: понятие, цели, способы защиты от атак

Кибербезопасность: понятие, цели, способы защиты от атак

Специалист по кибербезопасности

Цифровые технологии пронизывают все сферы нашей жизни, от личного общения до критически важных инфраструктур, поэтому вопрос защиты информации приобретает первостепенное значение. Злоумышленники постоянно совершенствуют свои методы, стремясь получить несанкционированный доступ к данным, нарушить работу систем и нанести финансовый ущерб.

В условиях глобальной взаимосвязанности и экспоненциального роста объемов информации уязвимости в цифровых системах могут иметь серьезные последствия, затрагивая как отдельные организации, так и целые государства. Защита от киберугроз требует постоянного совершенствования.

В статье разберем понятие кибербезопасности, какие у нее цели, а также поделимся способами защиты от атак.

Содержание

  1. Что такое кибербезопасность
  2. Цели кибербезопасности
  3. Отличие от информационной безопасности
  4. Виды угроз
  5. Чем занимается специалист по кибербезопасности
  6. Как защититься от кибератак

кибербезопасность

Что такое кибербезопасность

Кибербезопасность (КБ) – это меры, технологии и практики, направленные на защиту компьютерных систем, сетей, данных и программного обеспечения от киберугроз. В цифровом мире, где практически все аспекты жизни переместились в онлайн пространство, КБ приобретает первостепенное значение.

Если говорить простыми словами, то кибербезопасность является охраной дома, но в цифровом мире. Представьте, что ваши личные данные, фотографии, банковские счета и переписка хранятся в телефоне или компьютере. КБ защищает все это от воров и злоумышленников, которые пытаются украсть или повредить информацию. Это включает в себя использование паролей, установку антивирусных программ, осторожность при открытии электронных писем и посещении веб-сайтов.

Кому в первую очередь необходимо защищаться от киберугроз, так это компаниям. Если не делать этого, то последствия могут быть следующими:

  • уничтожение данных;
  • кража персональных данных;
  • снижение эффективности работы организации;
  • необходимость восстановления утраченной информации;
  • возмещение репутационного ущерба тем, кто пострадал в результате кибератак.

Внимание! Затраты компаний на обеспечение кибербезопасности с каждым годом только растут, так как хакерские атаки становятся более изощренными.


защита информации

Цели кибербезопасности

Целями кибербезопасности являются:

  • Защита информации

Специалисты по кибербезопасности бросают все силы на то, чтобы оградить информацию от любого несанкционированного воздействия (подмены, хищения, изменения). Целью злоумышленников является заполучить пароль и доступ к аккаунту владельца, поэтому нужно сделать так, чтобы сведения было невозможно подменить или перехватить. Например, в социальных сетях для этого предусмотрена система двухфакторной аутентификации.

  • Идентификация угроз

Кибербезопасность подразумевает постоянный контроль за системами и сетями, а также анализ инцидентов для улучшения мер безопасности. Крайне важно заблаговременно выявлять потенциальные киберугрозы в виде вредоносных ПО, фишинговых атак и уязвимостей в системе.

  • Реагирование на инциденты

В случае кибер-инцидента необходимо иметь четкий и отработанный план действий. Оперативное реагирование помогает минимизировать ущерб, восстановить работоспособность системы и предотвратить распространение угрозы.

  • Повышение осведомленности пользователей

Человеческий фактор часто является слабым звеном в системе кибербезопасности. Обучение пользователей основам кибергигиены, распознаванию фишинговых писем и безопасному использованию интернета повышает общий уровень защиты.

  • Сохранение безопасности детей

Дети особенно уязвимы в онлайн-среде. Обеспечение их безопасности включает в себя обучение поведению в интернете, установку родительского контроля, а также защиту от вредоносного контента.

Задачей кибербезопасности является обеспечение непрерывности бизнеса в условиях кибератак. Это достигается путем разработки планов аварийного восстановления, резервного копирования данных и тестирования устойчивости критических систем к различным видам угроз.


безопасность информации

Отличие от информационной безопасности

Не стоит путать кибербезопасность с информационной безопасностью. Может показаться, что понятия близкие, но это не одно и то же. Давайте изучим определения, чтобы убедиться в этом.

Информационная безопасность (ИБ) – это более широкое понятие, охватывающее защиту информации в любом формате: бумажном, электронном, устном. Целью ИБ является обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности данных вне зависимости от среды их хранения.

Кибербезопасность – фокусируется исключительно на защите информации в киберпространстве: цифровых сетях, компьютерах, серверах и других электронных устройствах. Она направлена на предотвращение кибератак, взломов, кражи данных и других угроз, возникающих в цифровой среде.

Разница кибербезопасности и информационной безопасности очевидна, но общим для дисциплин является стремление к защите активов, снижение рисков и обеспечение непрерывности бизнес-процессов. В обоих случаях требуется комплексный подход, включающий технические средства, организационные меры и обучение персонала.

Виды угроз

Перечислим потенциальные угрозы кибербезопасности:

  1. Фишинг. Злоумышленники отправляют на электронную почту поддельные письма. Если перейти по ссылке из такого письма, то киберпреступники получат доступ к личной информации или учетным данным.
  2. Вредоносное ПО. Речь идет о программах, которые способны вывести из строя систему на устройстве пользователя. Также они могут повредить или украсть данные. Подобное ПО распространяется киберпреступниками в виде файлов, например, по электронной почте. Ничего не подозревающий пользователь скачивает файл, а затем устанавливает программу на устройство.
  3. Рэнсомвары. Это вредоносное программное обеспечение, которое шифрует данные на компьютере или в сети, чтобы пользователь не смог получить доступ к своей информации. После этого злоумышленники требуют от жертвы выкуп в обмен на ключ для разблокировки данных.
  4. DDoS-атаки. Атаки типа «отказ в обслуживании». Киберпреступниками создается избыточная нагрузка на сети и серверы объекта атаки, после чего система прекращает нормальную работу. Для защиты сервера от DDoS-атак применяются различные методы, включая фильтрацию трафика, распределение нагрузки и использование специализированных решений, таких как брандмауэры и системы обнаружения вторжений.
  5. Социальная инженерия. Злоумышленники применяют приемы манипуляции на своих жертвах, чтобы заполучить их личную информацию. Преступники часто просят человека выполнить действия, которые могут навредить безопасности.
  6. Утечка данных. Нарушения безопасности приводят к тому, что личная информация становится доступной.
  7. Взлом аккаунта. Киберпреступник может заполучить данные от аккаунта пользователя, используя слабые пароли и прочие методы.
  8. Целевая атака. Киберпреступник прибегает к долгой атаке, что позволяет ему не только получить доступ к сети, но и остаться при этом незамеченным. Это делается с целью кражи данных у предприятий.
  9. Вредоносные ссылки. Наткнуться на вредоносную ссылку можно везде: в социальной сети, мессенджере, SMS, чате. Если перейти по ней, то это приведет к компрометации учетных записей, а также к заражению устройства вредоносным ПО.

Внимание! Чтобы проверить безопасность ссылки, достаточно скопировать ее и вставить в программу проверки URL-адреса от Google.


обеспечение кибербезопасности

Чем занимается специалист по кибербезопасности

Владелец любой компании осознает важность обеспечения кибербезопасности, поэтому назначает на эту должность грамотного специалиста. Такой сотрудник должен не только знать о видах существующих угроз, но и понимать принцип работы устройств, сетей, ПО.

Специалист по кибербезопасности – это сотрудник, в обязанности которого входит:

  • Разработка IT-продуктов

Знания специалиста по кибербезопасности становятся нужны уже на этапе разработки продукта, например, веб-сайта, корпоративного ПО или приложения. Его главными задачами являются сбор требований для разработчиков и анализ возможных рисков. Иными словами, сотрудник должен четко понимать, что требуется конкретному продукту для безопасности.

Окончание стадии разработки – это еще полдела для специалиста по кибербезопасности. Теперь он должен протестировать продукт, чтобы определить его слабые места. Наличие уязвимостей повышает вероятность того, что информация попадет в руки хакеров.

  • Построение архитектуры данных

Под архитектурой данных принято подразумевать систему хранения, сбора и использования данных в компании. От того, насколько она эффективна, зависит скорость реагирования организации на возникающие угрозы.

Специалист по кибербезопасности должен проследить за тем, чтобы архитектура данных отвечала принципам целостности, конфиденциальности и доступности. Так, он может предоставить одним сотрудникам доступ исключительно к просмотру данных, а другим – разрешить их изменение.

  • Управление рисками

Оценка и анализ потенциальных рисков – задачи, которые ложатся на плечи специалиста по кибербезопасности. От него требуется определить ситуации, возникновение которых поставит под угрозу работу продуктов и систем. Также сотрудник должен разработать меры их предотвращения на тот случай, если защититься не удастся. Одна из мер – резервное копирование системы, чтобы ее можно было восстановить при повреждении данных.

Специалист также должен определить риски для конечного пользователя при взаимодействии с технологией компании. Например, утечка персональных данных при прохождении процедуры регистрации на сайте. Чтобы этого не произошло, внедряются криптографические методы защиты информации в интернете.

  • Борьба с киберпреступлениями

Специалист должен знать законы в области кибербезопасности, а также быть в курсе последних изменений. Еще от него требуется умение взаимодействовать с полицией в случае необходимости. Например, это может потребоваться при блокировке сайта для фишинга.

  • Коммуникация

Человек, занимающий такую ответственную должность, должен много общаться с сотрудниками компании и заказчиками. Умение взаимодействовать с людьми важно для того, чтобы эффективно решать разные задачи. Специалист периодически должен проводить инструктажи для сотрудников по мерам кибербезопасности при работе с системами и данными.


специалист кибербезопасности

Как защититься от кибератак

Сразу скажем о том, что нет 100%-й защиты от компьютерных атак. Это, скорее, утопия, чем достижимая реальность. Причины кроются в непрерывной эволюции киберугроз. Злоумышленники постоянно разрабатывают новые, более изощренные методы атак, опережая существующие системы защиты. Однако это не означает, что можно не заботиться о своей информационной безопасности.

Соблюдение правил кибербезопасности позволит вам защитить персональные данные от киберугроз в интернете:

  1. Используйте антивирусное ПО. Разработчики постоянно пытаются улучшить свои продукты, чтобы они обеспечивали высокую степень защиты.
  2. Используйте сетевой экран. Вы могли о нем слышать, но только под другими терминами – брандмауэр или файрвол. Речь идет о системе защиты компьютерной сети, которая ограничивает прохождение входящего, исходящего и внутрисетевого трафика.
  3. Регулярно обновляйте ПО, устройства и плагины. В новых версиях могут отсутствовать уязвимости, которые присутствовали в старых.
  4. Не занимайтесь передачей данных по незащищенным каналам. Даже если злоумышленнику все равно удастся перехватить трафик, он столкнется с необходимостью расшифровки данных. Это сделает их менее привлекательными для киберпреступника.
  5. Регулярно выполняйте резервное копирование данных. Создание резервных копий позволит восстановить информацию в случае кибератаки или технического сбоя.
  6. Используйте двухфакторную или многофакторную аутентификацию. Она заключается в подтверждении своей личности не только посредством ввода пароля, но и дополнительными способами: СМС-кодом, биометрией и т.д.
  7. Не переходите по сомнительным ссылкам. Злоумышленниками часто создаются фейковые сайты, которые имитируют настоящие. Это делается с целью сбора данных пользователей.

Если рассматривать компании, то они активно занимаются обучением сотрудников основам кибербезопасности. Работникам рассказывают о способах защиты информации, а также правилах безопасного использования сети.

Шифрование данных и мониторинг сетевой активности также являются эффективными мерами для защиты от кибератак. Важно помнить, что кибербезопасность – это непрерывный процесс, требующий постоянного внимания и совершенствования.

loader
Продолжая пользоваться нашим веб-сайтом, Вы соглашаетесь с тем, что дата-центр Contell может использовать файлы "cookie" в целях хранения ваших учетных данных, параметров и предпочтений, оптимизации работы веб-сайта.